Kolesnikova T LПобедитель городского конкурса «Учитель года - 2012»

Колесникова Татьяна Львовна

Колесникова Татьяна Львовна награждена Почётной Грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётным знаком Губернатора Пензенской области «Во славу земли Пензенской», нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», благодарностями и Почётными Грамотами Губернатора Пензенской области, Законодательного Собрания Пензенской области, главы администрации г. Пензы, Дипломами Центра развития одарённости г. Перми, г. Киров, Московского Международного Форума «Одарённые дети».


Колесникова Татьяна Львовна (13.01.1970 г.р.) окончила ПГПУ им. В.Г.Белинского в 1992 году.

Стаж педагогической работы 21 год.

1991-1992гг. – учитель химии школы №24 г. Пензы.

1992-1993гг. – учитель химии школы №59 г. Пензы.

с 1993 г. по настоящее время – учитель биологии, химии и географии МБОУ СОШ № 48 г. Пензы, руководитель кафедры естественно-математического направления МБОУ СОШ №48 г. Пензы.

Kolesnikova T L 2

Kolesnikova T L 3

Применяя компетентностно-ориентированный подход к изучению биологи и химии, стремится формировать такое качество личности, которое характеризуется способностью решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Активно пропагандирует технологию модульного обучения, которая гарантируют каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Сущность инновационного педагогического опыта заключается в изменении содержания образования: использование метода предварительного чтения учениками нового параграфа, актуализация знаний, открытие нового знания представлено продуктивными вопросами и заданиями, дифференцированный подход на этапе закрепления нового знания, при выполнении домашнего задания, проблемно-диалоговая технология освоения нового знания. Данная технология, по мнению Татьяны Львовны, - путь профессионального самосовершенствования, возможность самореализации учащихся.

Колесникова Т.Л. считает кумирами своей профессии Ш. Амонашвили, И.С.Якиманскую, С. Соловейчика, с детства мечтала стать учителем физики и математики, но поворотную роль в жизни сыграла Васькина В.К. – учитель химии гимназии №44 г. Пензы

Самое важное качество, которое Татьяна Львовна хотела бы воспитать у своих учеников- творчество, самостоятельность, взаимопомощь.

Учащиеся Татьяны Львовны – победители городских, областных, Всероссийских и Международных олимпиад и конкурсов по биологии и химии.

Kolesnikova T L 4

Kolesnikova T L 5Вадим Николаевич Супиков, депутат Законодательного Собрания Пензенской области

Kolesnikova T L 6Журавлев Валентин Михайлович, 
Генеральный директор ОАО «Пензастрой»

Kolesnikova T L 7

Kolesnikova T L 8Московский Международный Форум 
«Одаренные дети»

Kolesnikova T L 9

К 350-летию любимого города

Kolesnikova T L 10

О Пензе хочется говорить стихами… Сколько их создано за триста с лишним лет! И в каждом - признание в любви к городу на Суре. И каждое - словно новая страница в его летописи, летописи, что пишется нашими судьбами.

Триста пятьдесят для города – не возраст!
Пенза в своей лучшей, радостной поре:
Ей к лицу активность, энергичность, бодрость,
Молод и спортивен город на Суре!
От тропы здоровья до крутых «Буртасов»
Разбежались улицы – не остановить!
Пенза – город юности, Пенза – город радости!
Многим Пенза славится, есть чем удивить!

Я коренная жительница Пензы. Её беды и радости принимаю как свои. Только здесь я бы хотела провести жизнь, вырастить внуков, передав им, как эстафету, сопричастность жизни любимого города. Когда у меня будут внуки, я проведу их по дорогим моему сердцу старым улочкам Пензы. Надеюсь, время и градостроители пощадят хрупкую красоту деревянных зданий, сохранят неповторимый облик былого. Как пластическими операциями легко стереть индивидуальность человеческого лица, так и современным дизайном можно превратить Пензу в безликий мегаполис, а значит, уже сегодня важно прививать детям нашим и внукам бережное отношение к самобытной архитектуре, культуре родного города.

Растёт Пенза, хорошеет, а «зеленые» легкие её, увы, уменьшаются. И это не может не настораживать. А ведь совсем ещё недавно называли Пензу самым чистым и зелёным городом Поволжья! Как же случилось, что перестали мы обращать внимание на то, как дышится любимому городу? Чистота как бренд – такая мысль должна утвердиться в сознании каждого жителя Пензы, и кому как не учителям, и особенно учителям биологии, внушать её? И кто будет спорить, что собственный пример эффективнее любых слов?! Не бог весть какой подвиг – посадить деревце, провести акцию по очистке Ахунского леса или экологический субботник в районе плотины, что на 4-ой Пензе, но мы, собственно, и не гордимся, мы просто делаем то, что считаем нужным и полезным для города.

И ещё об одном болит душа – бесприютные, бездомные животные. Их немало на улицах Пензы. А вопрос о питомнике до сих пор не решен. Понимаю, что множество других насущных проблем приходится решать власти, и всё же, думается, забота о судьбе «братьев меньших» - первый шаг на пути единения с природой, связь с которой для современного городского жителя становится всё менее ощутимой. И это по-настоящему страшно – утратить контакт с живым началом своим, с тем, что поддерживает возможность нашего существования ежечасно, ежеминутно: водой, воздухом, растительностью, животными – природой!

На извечный вопрос: «Что делать?» - ответить не всегда просто. Что делать, чтобы дети и внуки наши относились к природе не потребительски и уж тем более не по-хозяйски, а милосердно и сострадательно? Да простят меня мичуринцы, но решимости «не ждать милостей от природы» я не разделяю. Амбициозность здесь не уместна. Мне по душе люди, мысль и таланты свои посвятившие спасению, возрождению живого мира. Если бы не пензенец Николай Богданов, разработавший метод очистки водоемов с помощью хлореллы, вряд ли Казанский заповедник справился бы с такой бедой, как синие водоросли! А Иван Иванович Спрыгин, за три часа до смерти закончивший свой труд «Лекарственные растения Пензенской области»?! А усилия многих неравнодушных людей, благодаря которым и "Попереченская степь", и "Кунчеровская степь", и "Белокаменский парк" получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения?!

Как же можно всем этим не гордиться? И получается, что ответ на непростой вопрос: «Что делать?» - удивительно прост: любить землю, что тебя родила, город, что стал твоей судьбой. Любить! И любовью этой утверждать красоту и величие родины.

Годы пролетевшие, виражи истории
Прихотливо исподволь лик меняли твой.
Но, как прежде полная мудрого достоинства,
Пенза с нами связана общею судьбой.
Ты в одной шестой для нас родовая пристань:
Все в тебе начала, всех побед исток…
Без тебя и в будущем жизни я не мыслю,
Пенза – сердцу милый русский уголок…

 В защиту модульной технологии.

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:

- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

-от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология модульного обучения. Её преимущества:
1) возможность многоуровневой подготовки(определено структурой модуля)

2) создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход

3) создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов

4) уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах

Модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнение упражнений, написании творческих работ, участие в семинарах. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию , её обрабатывать. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного материала по блокам (укрупнённым частям учебного материала).

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОДУЛЯ

№ этапа

Содержание этапа

Основные дидактические задачи этапа

1

Открытие модуля (Входной контроль, постановка проблемы. Сообщение содержания модуля, его основных знаний и умений, тематика творческих заданий)

Программированная лекция

-Подготовка учащихся к работе над усвоением новых знаний

-Обеспечение мотивации учащихся

- Обеспечение восприятия, осмысливания и первичного запоминания знаний и способов действий

2

Серия уроков-семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи обязательного уровня

-Установление правильности и осознанности нового материала

-Выявление пробелов и коррекция знаний

- Обеспечение усвоения новых знаний, применение их в стандартных ситуациях

- Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

3

Серия уроков-практикумов, на которых решаются задачи разного уровня, взятые из творческих работ учащихся и из общего списка задач модуля

- Обеспечение усвоения способов действий в стандартных и изменённых условиях

-Коррекция знаний и способов действий

-Формирование целостной системы способов действий

4

Контроль в форме зачёта или контрольной работы

-Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

5

Резюме(обобщение модуля)

-Коррекция знаний и умений

-Систематизация знаний

-Выделение мировоззренческих идей, определение перспективы


СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УРОКА ПО МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Состав

Содержание учебного элемента

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ 4

Самопроверка

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

Уэ 6

Экспертный контроль



Домашнее задание

Модульная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса, модульный урок при подготовке требует большой затраты времени(обдумывание темы и хода урока, подбор материала)

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

- структуризация
- деятельность
- свобода выбора
- разностороннее консультирование
- сотрудничество
-обратная связь

ПРОБЛЕМЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

1. Разработка модульных программ
2. Разработка новых учебных пособий.
3. Разработка методических инструкций для учащихся

Модуль по теме: "Строение, функции и гигиена кожи" (2 урока) может быть представлен в виде таблицы.

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. изучить строение и функции кожи, ногтей, волос;

2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи;

3.раскрыть механизм

терморегуляции



УЭ-1



Цель: Определите ваш исходный уровень о покровных органах организмов.



Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы урока.

Выполните тестовую работу по теме "Покровные органы".

Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1.



УЭ-2

Цель: получить представление о строении, функциях и гигиене покровных органов, самостоятельно изучив строение и функции кожи.

Прочитайте с. 178 учебника 8 класса «Биология . Человек» под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р.

Изучите рисунки к этому параграфу.

Заполните таблицу "Строение и функции кожи»





УЭ-3



Цель: выяснить особенности ухода за кожей, ногтями и волосами, чтобы в будущем предотвратить заболевания и раннее старение кожи.



На основании опережающего домашнего задания подготовьте (устно) ответы на вопросы и обсудите в группе.

Ответьте на вопросы:

А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде?

Б) Как отражается на состоянии кожи девушки курение?



УЭ-4

Цель: раскрыть механизм терморегуляции, уяснить значение ЦНС в выполнении этой функции.



Прочитайте стр. 182 учебника, заполните таблицу(Рецепторы, Сосуды кожи, Общий эффект)

Обсудите ответы в паре.



УЭ-5

Цель: проверить полученные знания по теме.

Выполните тестовую работу



Проверьте правильность ваших ответов, используя приложение (или УЭ-5 проверяет учитель).



Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: "Гигиена кожи" (по страницам научно-популярной литературы)



О качестве моей педагогической деятельности свидетельствует стабильно высокий уровень качества знаний обучающихся.

В таблице приведены показатели по итогам года обучения (за последние 3 года):

Годы



предмет

классы



Количество

обучаемых

% успеваемости

Доля учащихся, успевающих на «4» и «5»

чел.

%

чел.

%

2008-2009

Биология

химия

7-11

8-11

152

152

152

152

100

100

119

102

78

67

2009-2010

Биология

химия

6-11

8-11

216

113

216

113

100

100

169

77

78

68

2010-2011

Биология

химия

6-10

8-10

171

100

171

100

100

100

139

68

81

68

Динамика доли учащихся, успевающих на «4»и «5» по итогам учебного года по биологии

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

класс

Качество знаний, %

класс

Качество знаний

класс

Качество знаний

7«А»

79

6 «А»

70

6 «А»

79

7 «Б»

82

6 «Б»

74

6 «Б»

78

8 «А»

75

7 «А»

71

7 «А»

76

8 «Б»

80

7 «Б»

72

7»Б»

78

10 «А»

90

8 «А»

78

8 «А»

81

10 «Б»

53

8 «Б»

81

8 «Б»

76

11 «А»

88

9 «А»

77

9 «А»

84





9 «Б»

81

9 «Б»

88





11 «А»

90

10 «А»

89





11 «Б»

89





Средний показатель

78

Средний показатель

78

Средний показатель

81

Количество учащихся, участвующих в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях (от общего числа участников) представлено в табл.





Годы

Количество участников олимпиад

школьного и муниципального уровней

Количество участников различных конкурсов, смотров, выставок,

соревнований, НПК и т.д.



Доля обучающихся, имеющих устойчивый интерес к предмету

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-2009

Биология

Химия



6

4



24

16



3



31



115

101



76

66

2009-2010

Биология

Химия



7

5



25

17



5



37





171

89



79

79

2010-2011

Биология

Химия



8

5



27

18



7



42



147

81



86

81

Kolesnikova T L 14
В эффективности моей педагогической деятельности я убеждаюсь, анализируя данные ежегодного анкетирования учащихся и их родителей. Особенно меня интересуют изменения индивидуальных показателей учебной мотивации, тревожности, утомляемости, самооценки.

Из данной диаграммы видно, что произошло существенное повышение престижности учебы по биологии, осознание социальной необходимости обучения предмету. Позитивные изменения можно видеть по шкалам:
-престижность учёбы,
-осознание социальной значимости,
-мотивация достижений по биологии,
-мотивация самореализации и познавательный интерес.

Kolesnikova T L 15
Качество творческих работ обучающихся:

на МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ – более 25 победителей.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Комина Анастасия награждена Дипломом Министерства образования за I место в XIII областной НПК юных исследователей окружающей среды;

2. Колесников Артём награждён Дипломом Министерства образования за особые успехи в XIIIобластной НПК юных исследователей окружающей среды, номинация «Геохимия, экология ландшафта и воздушного бассейна».

3. Колесников Артём награждён Дипломом Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2010» региональный этап

4. Колесников Артём награждён Дипломом Министерства образования за особые успехи в XVобластной НПК юных исследователей окружающей среды, номинация»Экология и геохимия», 2 место

5. Колесников Артём награждён Дипломом регионального победителя III степени за участие во Всероссийском Молодёжном химическом чемпионате

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Комина Анастасия была награждена медалью победителя Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, проходившего в г.Москве в марте 2010г., получила диплом в номинации «Экология воздушного бассейна»;

2. Колесников Артём награждён дипломом финалиста межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги- 2010», проходившего в г.Кирове в январе 2010г.

3. Дымнов Данила получил сертификат участника межрегиональной конференции исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги- 2010», проходившего в г.Кирове в январе 2010г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

Колесников Артём награждён Дипломом Гран-при по номинации «Союз юных экологов» Международного форума «Одарённые дети». 2011г.

Колесников Артём награждён Дипломом победителя VIII Международной Олимпиады по основам наук( химия), 2011г.

Кроме того, результатами участия в олимпиадах разного уровня является:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

2006 г. 1. Нехорошев Евгений награждён Дипломом Управления образования за II место во II этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии;

Нехорошев Евгений получил Благодарственное письмо от Главы администрации г. Пензы Романа Чернова.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Нехорошев Евгений награждён Грамотой Министерства образования и науки Пензенской области за особые успехи в практическом туре областной олимпиады школьников по химии;

2. Нехорошев Евгений -Дипломом Министерства образования и науки Пензенской области за I место на III этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии;

3.Нехорошев Евгений - Дипломом Губернатора Пензенской области и премией по поддержке талантливой молодёжи Пензенской области;

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Нехорошев Евгений - Дипломом II степени Федерального агентства по образованию за победу в V этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии;

2. Нехорошев Евгений - Дипломом Министерства образования и науки РФ и премией Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи;

3.Нехорошев Евгений – Дипломом I степени Оргкомитета и жюри IV-го Федерального окружного этапа олимпиады по химии;

4. Нехорошев Евгений – Дипломом Iстепени Федерального агентства по образованию как победитель V заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Нехорошев Евгений - Дипломом I степени Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии за победу в 41 Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии.

В заключении следует подчеркнуть, что результатом модульного обучения стало умение учащихся самостоятельно приобретать знания. Это умение в дальнейшем очень поможет в обучении и в жизни, так как это не только умение самостоятельно добывать знания, но и умение распоряжаться своим временем.

Additional information