Maksimova Natalia Gennadievna

Максимова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа по делам ГОЧС № 70», победитель городского конкурса «Учитель года – 2015», призер областного этапа конкурса «Учитель года – 2015»

Я – учитель. Это  осознание было со мной всегда. С тех пор, когда заводила куклам дневники, тетради  и учила читать попугая. С тех пор, когда меня за главную оставляла в классе первая учительница, вынужденная отлучиться по каким-то делам из кабинета. С тех пор, когда после окончания школы она начала мне сниться.

С первых дней школьная жизнь была окрашена для меня в самые разные цвета. Синий – цвет кадетской формы и утреннего школьного развода.  Голубой – цвет морского лагеря на берегу Сурского водохранилища, цвет ялов, цвет, в котором сливаются парус и небо, цвет волны и попутного ветра. Зеленый – цвет Детской научной экспедиции и травы, которая на тропах и тропинках родного края пригибается под нашими ногами и вновь расправляется. Оранжевый – цвет кадетского берета. Белый – цвет зимы и агитпохода. Красный – цвет парада в День Победы и крови, пролитой ради этого дня…

Как лишиться такого буйства красок, я представить не могла. Поэтому после окончания школы поступила в педагогически й университет, чтобы вернуться в родную школу в качестве учителя.

А кто он – учитель? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль пишет: «Учитель – преподаватель, наставник». Преподаватель передает знания, мудрость, опыт человечества. Наставник направляет в жизни, воспитывает. «Воспитание – хлеб души», – подчеркивал Д. Мадзени.

Учитель, преподаватель, наставник – это не профессия, а внутренняя убежденность. «Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», – подметил  А. Дистервег.

Ребенок приходит в школу, вступает в абсолютно новый и непонятный для него мир. И в то же время, каждый ученик – это отдельный мир. Неповторимый мир тревог и радостей. Рядом  с ним – учитель.  Лишь познав этот духовно сложный мир, учитель станет другом ученика. И только тогда ученик сможет полностью доверять учителю.

Какой учитель интересен детям? Строгий? Красивый? Добрый? Думаю, главное качество настоящего учителя в другом. Ученик должен ему верить. Если дети видят, что учитель может не только давать знания, но и быть их другом, советчиком, они доверятся ему и будут рядом всегда.

Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Убеждена, что у каждого человека в душе хранится светлое воспоминание о нем, о том, кто способен понять, помочь поверить в свои силы и поддержать.

О таком учителе писал Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, –  он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе  любовь к делу и к ученикам, он –   совершенный учитель».

Образы таких учителей созданы лучшими русскими писателями, но мне хочется вспомнить учителя из рассказа  В.Г. Распутина «Фотография, на которой меня нет». Каким уважением и любовью пользовался он в селе! И это объяснимо: учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, никогда не отказывал в просьбе, был вежлив и доброжелателен «со всеми кряду», стремился помочь в беде и разделить радость. Вот он – настоящий Учитель.

Современный учитель –  это профессионал,  всестороннее знающий свой предмет на актуальном научном уровне. Современный учитель, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. Ну и, конечно, в сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение.

Мои педагогические принципы основаны на доброжелательности и справедливости по отношению к ученикам, на заинтересованности в их делах, искренности, оптимизме и доверии к каждому, на требовательности к себе и умении признавать свои ошибки. Я стараюсь научить детей видеть и думать. Видеть незамеченное, понимать непонятное. В первую очередь, помогает мне в этом литература.

«Литература – предмет, ориентированный на формирование души», – был уверен Л.Н. Толстой. Я убеждена, что главное в изучении литературы – не способность через несколько лет после окончания школы рассказать наизусть заученное когда-то стихотворение. Важнее, чтобы ученик, читая художественное произведение, сумел задумать над собой и окружающим его миром и ощутить себя в мире, а мир – в себе.

Душу ребенка надо воспитывать, растить, заботиться о ней, ограждать от зла. Хорошие книги и достойные литературные герои помогают формировать в детских сердцах лучшие человеческие чувства, приобщают детей к жизни, учат человечности. «Будущее человечество», – так называл детей один из героев Ф.М. Достоевского. И то, каким станет завтра это будущее, зависит от меня – Учителя.

Additional information